СМИ о нас
Что такое информатизация учебного процесса? Часто под этим термином подразумевают обычную установку компьютеров. Это неверно, утверждает Анатолий Попов, проректор МЭИ (ТУ).
«Только в том случае, когда IT-технологии становятся неотъемлемой частью профессиональной и общественной жизни специалиста, можно говорить о том, что это – представитель эпохи IT, – подчеркивает он. – Два года назад МЭИ (ТУ) получил премию президента РФ за создание информационной среды технического университета. Информатизацию условно можно разделить на три части: программные средства учебного назначения, управление процессами в вузе с помощью новых технологий и особая среда общения преподавателя и студента. В нашем университете создана интегрированная распределенная система обеспечения образовательных процессов, которая позволяет экономить время и уделять больше внимания самому процессу обучения. Общеуниверситетская система электронной почты, когда каждый студент и преподаватель имеет собственный почтовый ящик, облегчает решение учебных и административных вопросов. Применение новых форм: например, виртуальные лабораторные работы, очно-дистанционные курсы по ряду предметов по выбору студента, видеотренинги и конференции, мастер-классы, деловые игры. Наш университет готовит настоящих профессионалов, востребованных на рынке, и постоянно развивается, чтобы отвечать самым высоким требованиям и стандартам не только в области образования, но и в сфере компьютерных технологий».
Сегодня в состав МЭИ (ТУ) входит семь институтов разного профиля, один из них - Гуманитарно-прикладной институт (ГПИ), где есть факультет экономики и управления.
На базе факультета «Экономика и управление» ГПИ МЭИ (ТУ) 31 марта – 1 апреля 2006 г. проходила Всероссийская студенческая олимпиада по тематике «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
Участников олимпиады приветствовал ректор МЭИ (ТУ) профессор Сергей Серебрянников.
Олимпиада представляла собой конкурс в два тура с применением имитационной компьютерной деловой игры «БИЗНЕС_КУРС: Корпорация Плюс» (БККП). Она рекомендована Федеральным экспертным советом по учебным электронным изданиям Минобразования РФ для использования вузами экономического профиля (свидетельство № ММ-4, решение ФЭС МО РФ № 4 от 16.11.2000 г.).
Участники олимпиад такого уровня должны обладать фундаментальными знаниями по своим специальностям, рассказывает Лидия Радионова, декан факультета «Экономика и управление». Высокий уровень обеспечивает преподавательский состав ГПИ МЭИ (ТУ), почти 100% которого – профессора и доценты. Развиваются и внедряются новые формы обучения, в том числе и компьютерные деловые игры, которые позволяют применять теоретические знания в активной форме. «Корпорация Плюс» – комплексная модель предприятия. В ходе игры студент принимает решение и сразу видит результат, отрабатывает необходимые навыки, а также развивает способности к аналитическому мышлению. К тому же это способствует командообразованию: от того, насколько эффективно взаимодействует группа, зависит конечный результат. Пройдя необходимый курс, выпускник становится профессионалом с практическими навыками управления предприятием», – отмечает Лидия Радионова.
В чем цель подобного мероприятия? Олимпиада – часть учебного процесса, высшая форма контроля и проверки знаний, когда лучшие в достаточно жестких условиях соревнуются между собой. В отличие от состязаний по конкретным предметам, в этом синтезировано сразу несколько направлений. По словам Лидии Радионовой, здесь собираются специалисты-руководители с глубокими математическими, экономическими и управленческими знаниями.
В олимпиаде участвовало 36 команд из 11 городов. Участники – будущие специалисты из разных отраслей бизнеса: экономика предприятий (по отраслям), финансы и кредит, антикризисное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит и др. Все команды прошли многоступенчатый конкурсный отбор в своих вузах и регионах.
«Первый тур олимпиады – отборочный, второй – с более жесткими условиями, когда проверяются не просто теоретические знания, но и умение принимать новые нестандартные решения в конкурентной среде, творчески мыслить”, - рассказывает Лидия Радионова.
По итогам второго тура выявился победитель – команда из Санкт-Петербурга, но, как всегда на олимпиадах, проигравших не было. Каждая команда получила приз, а главное – бесценные опыт и знания.
Что же такое факультет «Экономика и управление» ГПИ МЭИ (ТУ)?
Прежде всего, это семь востребованных специальностей первого высшего:
– Финансы и кредит;
– Бухгалтерский учет и аудит;
– Государственное и муниципальное управление со специализацией «Туристический и гостиничный бизнес»;
– Прикладная информатика (по областям) в экономике;
– Прикладная информатика (по областям) в менеджменте;
– Математические методы в экономике.
Дополнительное образование:
Второе высшее (вечернее) по специальностям:
– Финансы и кредит;
– Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
Срок обучения – 3 года.
Профессиональная переподготовка по специальности «Финансы и кредит» со специализацией «Основы рыночной экономики» (более 1000 часов с выдачей соответствующего государственного диплома).
В институте работают ведущие специалисты в области экономики, финансов, права, менеджмента, маркетинга, бизнеса и предпринимательства, в том числе профессора и доценты МЭИ (ТУ), а также имеющие большой опыт научно-педагогической работы преподаватели Российской академии наук, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Государственного университета управления, МЭСИ, преуспевающие предприниматели. Учебный процесс обеспечивают пять академиков и членов-корреспондентов РАН (Международная академия наук высшей школы, Международная академия наук информатизации, Академия электротехнических наук РФ, Международная академия наук инвестиций, Международная академия организации производства, Муниципальная академия РФ и др.), 12 профессоров и докторов наук, 30 доцентов и кандидатов наук.
Сегодня объем информации в профессиональной среде увеличивается очень быстрыми темпами; для того, чтобы выпускник овладел ими, необходимо применять новые интенсивные и интересные методы обучения, которые могут быть обеспечены только применением передовых компьютерных технологий. Их внедрение изменяет саму технологию освоения знаний: позволяет погрузить будущих специалистов в новую информационную среду, расширяет их профессиональные возможности. Необходимо учитывать, что объем информации и знаний в процессе развития науки постоянно растет. Учиться нужно не только постоянно, но и интенсивно. А это значит, что потребуются компьютеры и современные технологии представления и контроля знаний.
Факультет «Экономика и управление» Гуманитарно-прикладного института МЭИ (ТУ) активно внедряет их в учебный процесс. В их числе электронные библиотеки и специальный сайт факультета с методическим обеспечением; обязательные информационные дисциплины по государственному стандарту образования (информационные технологии в управлении, информационные технологии в экономике, лабораторный практикум по бухгалтерскому учету («1С»), компьютерные технологии в банковском деле, компьютерные методы исследования систем управления и др.); специальные компьютерные программы на практических занятиях по неинформационным дисциплинам (поисковые системы, «Консультант Плюс” и др.); компьютерные деловые игры; корпоративные системы управления предприятием («Интеротель», «1С: Предприятие», «Dis:Сlass», «Про-Инвест-ИТ» и др.); личные сайты преподавателей; личные сайты студентов; лингафонный кабинет.
Кроме диплома о высшем образовании студенты получают сертификаты, подтверждающие знания информационных систем, таких как «Консультант Плюс», «Dis:Сlass», «1С», «Про-Инвест-ИТ» и др.
Москва, Красноказарменная ул., д. 17, оф. А-225
(м. «Авиамоторная», далее трамваем 24, 37, 50 до остановки «МЭИ»).
Тел.: 362-7449, 361-0657
e_mail: gpi@mpei.ru
Алексей ДОКУКИН, старший научный сотрудник лаборатории имитационного моделирования
и деловых игр НИВЦ МГУ им. М.В.Ломоносова:
Применение компьютерных деловых игр в корпоративном и внутрифирменном обучении - перспективное направление. Это подтверждается растущей заинтересованностью со стороны слушателей и преподавателей, нашим опытом взаимодействия с корпоративными университетами компаний.
Полученные результаты подтвердили, что специфика компьютерной деловой игры и корпоративная форма обучения довольно удачно сочетаются друг с другом.
Так, среди целей и задач учебным программ организаций в качестве приоритетных выделяются возможность получения знаний без отрыва от производства и им применимость на практике. В свою очередь краткосрочные курсы с использованием компьютерной игры мотивируют к учебе, способствуют развитию стратегического мышления, навыка принятия индивидуальных и коллективных решений.
Павел БЕЛОВ, менеджер по продажам ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса”:
Работодатель заинтересован в высокоэффективном, творческом, интеллектуальном, производительном труде нанятых работников - топ-менеджеров и тех узких специалистов, которые создают ему новую стоимость.
Уверен, только применяя компьютерные технологии, электронные тренажеры, моделирующие деятельность компании, можно создать условия для эффективного обучения и работы сотрудников.
Такая форма обучения позволяет насытить образовательный процесс различными методиками, открывающими перспективу развития, обусловливающими полет мысли, творческой фантазии и мотивирующими на проявление профессиональных качеств.
ООО «ВККБЛ, Москва, Воробьевы горы,
МГУ им. М.В. Ломоносова, НИВЦ
Тел.: 939-5682, 932-8818, факс 939-1022,
e_mail: info@vkkb.ru, www.vkkb.ru