Раздел ”Новости” Раздел ”HOMO LUDENS”
”HOMO LUDENS” в рабочем режиме
Студенческий риторический театр с названием "Человек играющий" (Homo Ludens), на первый взгляд двойная тавтология: актер и есть играющий человек, а без риторики нет действия. В область риторики входит любой вид эмоциональной влиятельной коммуникации, включая язык жестов (body language). Весь мир театр, а мы актеры. Что же тогда театр риторический? Театральный факультатив возник на факультете Экономики и Управления Гуманитарно-прикладного института (ГПИ МЭИ(ТУ)) вовсе не по прихоти, а в силу необходимости: ликвидировать огромный разрыв между недостаточной гуманитарной и речевой подготовкой младших студентов и требованиями курсов риторики, культурологии, менеджмента и прикладной информатики. |
|
Далее, практика деловых игр и культуры речи охватила специализации по туризму, дизайну и моде, гостиничному бизнесу и т. д. Театр снимал речевые стрессы, обогащал язык, развивал необходимость в решении любых моделей поведения, давал широкую культуру, вариантность и системность мышления, учил парадоксу и юмору. Театр раскрепощал и катализировал процессы развития личности и, главное, создавал тот инструмент успеха - речевую коммуникацию, которая и решает сегодня вопросы лидерства. Вначале работа шла на семинарах риторики с первокурсниками. От желающих не было отбоя, и первые открытые студенческие зачеты на сцене Дома Культуры МЭИ включали порой до 50-ти участников (столько же за кулисами), то есть больше половины потока. |
|
|
Отбирать репертуар, строить репетиции в рамках академических часов, при этом, сохраняя общую программу курса для всех, не вошедших в театр, оказалось крайне сложно и неэффективно. В дальнейшем пришлось отказаться от массовых форм и произвести конкурсный отбор, ограничив состав студии до нормы в 15-20 студентов.
|
Тем не менее, программа этого первого опытного 3-х часового зачета включала в себя инсценировки: Пушкинского "Евгения Онегина" в стиле фьюжен (30 участников), "Лисистраты" Аристофана с песнями В.Цоя ( 20 участников), "Колоколамска" (сатирической повести Ильфа и Петрова), сцены из "Кровавой свадьбы" Г.Лорки на испанском языке, "Нунчи" Горького (рассказа-танца), "Салона поэтов", перформансов в авторском исполнении, пародий и мастер-класса в виде экзерсисов по речи, движении, танцу. |
|
Новая студия за один год прошла еще более сложный путь и показала два сценических вечера, включавших в себя:
пьесу-притчу в стиле диско "Мася" аспиранта МЭИ Руслана Бредихина; |
|
пьесу модного драматурга А.Слаповского “Не такой, как все”; |
|
сцены из мюзикла по пьесе Г.Горина “Чума на оба ваших дома”; |
|
Пьесу – пародию на игровой английский “King Saltan’s story”; |
|
композицию по стихам и сцены из “Кровавой свадьбы” Г. Лорки
– и это только начало!! |
|
Вместо ежегодного факультативного курса риторики для первокурсников было решено продолжить работу студии на последующих курсах в более сложных формах программы.
Чем же отличаются все перечисленные названия от обычных театральных постановок? |
|
В первую очередь, соединением слова, ассоциативных и образных ходов, с пластикой, музыкой, свободой перевоплощения, хоровым принципом авторского ведения действия. Исполнитель-актер (или ритор) становится и комментатором, и интерпретатором, и живым воплощением, и зрителем происходящего. Он владеет основной концепцией и с помощью монтажа аттракционов создает свой контекст, подтекст, метафоры, неожиданные, даже абсурдные приемы, чтобы возбудить соучастие и сопереживание своего собеседника в зале и на сцене. Эта театральная форма абсолютно свободна, являясь тем первородным мистериальным способом коммуникации, от которой собственно и возник сам театр, само слово, наконец, как физическая и действенная сила. Риторическая наука, возникшая в 4 в.до н.э., лишь узаконила эти театральные публичные манипуляции от софистов до Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Демосфена и далее прародители репертуарного театра, Дионисийские игры, послужили лишь воплощением извечного принципа - от – intention (предчувствие), к invention(изобретению смысла), elocutio(воплощению в слове), action hypocrisies (актерскому воздействию). И надо отказаться от всех догм, канонов, театральных школ и систем, чтобы предоставить нашей природе, самой искать наилучшие способы выражения для влияния на партнера. |
|
Есть драматургия, но есть и режиссерское прочтение, а выше всего актерское осознание и присвоение замысла. Рождается действующий автор, хор авторов - они спорят, борются во имя истины, нет не истины, а самой проблемы, имя которой - неизмеримое пространство жизни. Актерский тренинг и риторический тренинг, при этом, никто не отменял. Техника речи, но вкупе с движением, танцем, жестом; танец - вкупе с действием, текстом роли; этюд - вкупе с любым средством общения. |
|
При этом включаются национально- этнические и культурологические особенности материала, будь то Испания Лорки, Одесса Ильфа, Италия Горького, Греция Аристофана. Но, исходя из себя сегодняшнего - молодого человека, с его скепсисом, нигилизмом и обнаженностью чувств. С его наивной верой и практицизмом, практическим романтизмом. Недостаточная педагогическая гибкость, как показала практика, или режиссерское самовыражение в системе какой-либо театральной школы, приводит к разрушению сути риторического театра. Он сам воспитатель, и сам являет столько схем, сколько и побуждений. Нельзя сказать, что нет такого театрального опыта. Биомеханика Мейерхольда, импровизации Вахтангова, Михаил Чехов, Брехт, Питер Брук, даже Айседора Дункан были вполне свободны. Сегодня это - Стреллер и Дзиферелли, Некрошюс и Любимов, Захаров и Фоменко. Но все же это школы. Как есть школа абсолютно свободного мистериального театра Анатолия Васильева. |
|
Наш любительский учебный подход к театру со студентами, вчерашними школьниками, не гуманитарного профиля, перегруженными 8-ю часовыми ежедневными занятиями в Вузе, претендует, разве что на некоторые навыки, зернышки подлинно риторического жанра. Но мы в пути.
И кто знает, может быть, эти ребята, неиспорченные театральной цивилизацией, хотя бы в своей личной биографии получат тот эликсир творческой самодостаточности, ради которой и стоит, в конечном счете, делать театр. |
|
Мы представляем их вам. Взгляните на эти любительские снимки - на сцене и в жизни, на их аннотации к спектаклям, отзывы и комментарии, стихи и песни. Это поколение NEXT. А, по сути, это все мы. И вы, и я, и они. Все поколения, и все пространство вокруг нас. |