Раздел  ”Новости”                        Раздел  HOMO LUDENS

 

 

HOMO LUDENS”  в  рабочем  режиме

 

 

Студенческий    риторический   театр с названием "Человек играющий" (Homo Ludens), на первый взгляд двойная   тавтология: актер и есть играющий человек, а без риторики   нет  действия. В область риторики   входит любой   вид эмоциональной влиятельной коммуникации, включая язык жестов (body language).  Весь мир театр, а мы актеры. 

Что же тогда театр риторический?

Театральный факультатив возник на факультете Экономики и Управления Гуманитарно-прикладного института (ГПИ МЭИ(ТУ)) вовсе не по прихоти, а в силу необходимости: ликвидировать огромный разрыв между недостаточной гуманитарной и речевой подготовкой младших студентов и требованиями курсов риторики, культурологии, менеджмента и прикладной информатики.

 Далее, практика деловых игр и культуры речи охватила специализации по туризму, дизайну и моде, гостиничному бизнесу и т. д.

Театр снимал речевые стрессы, обогащал язык, развивал необходимость в решении любых моделей поведения, давал широкую культуру, вариантность и системность мышления, учил парадоксу и юмору.

Театр раскрепощал и катализировал процессы развития личности и, главное, создавал тот инструмент успеха - речевую коммуникацию, которая и решает сегодня вопросы лидерства.

Вначале работа шла на семинарах риторики с первокурсниками. От желающих не было отбоя, и первые открытые студенческие зачеты на сцене Дома Культуры МЭИ включали порой до 50-ти участников (столько же за кулисами), то есть больше половины потока.

 

 

 

 

 

 

 

Отбирать репертуар, строить репетиции в рамках академических часов, при этом, сохраняя общую программу курса для всех, не вошедших в театр, оказалось крайне сложно и неэффективно. В дальнейшем пришлось отказаться от массовых форм и произвести конкурсный отбор, ограничив состав студии   до нормы в 15-20 студентов.

 

 

 

Тем не менее, программа этого первого опытного  3-х часового зачета  включала  в  себя  инсценировки:

Пушкинского "Евгения Онегина" в стиле фьюжен  (30 участников),

"Лисистраты"  Аристофана  с  песнями  В.Цоя   ( 20 участников),

"Колоколамска" (сатирической повести Ильфа и Петрова),

сцены из "Кровавой свадьбы" Г.Лорки на испанском языке,

"Нунчи"  Горького  (рассказа-танца),

"Салона поэтов",

перформансов   в авторском исполнении,

пародий и мастер-класса в виде экзерсисов по речи, движении, танцу.

 

 

 

 

 

 

 

Новая   студия за один год прошла еще более сложный путь и  показала два сценических вечера, включавших в себя: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пьесу-притчу в стиле диско

"Мася"  аспиранта  МЭИ

Руслана  Бредихина;                 

 

 

 

пьесу  модного  драматурга

А.Слаповского   

“Не  такой,  как  все”;                 

 

 

 

 

сцены  из  мюзикла 

по  пьесе  Г.Горина

“Чума  на  оба  ваших  дома”;                 

 

 

 

 

Пьесу – пародию  

на  игровой  английский

“King Saltan’s story”;                 

 

 

 

композицию  по  стихам

и  сцены  из 

“Кровавой  свадьбы” 

Г. Лорки  

 

 – и это  только  начало!!                 

  

 

 

Вместо ежегодного   факультативного   курса  риторики для первокурсников было решено продолжить работу студии на последующих курсах в более сложных формах программы.

 

 

Чем же отличаются все перечисленные названия от обычных театральных постановок?

В первую очередь, соединением слова, ассоциативных и образных ходов, с пластикой, музыкой, свободой перевоплощения, хоровым принципом авторского ведения действия. Исполнитель-актер (или ритор) становится и комментатором, и интерпретатором, и живым воплощением, и зрителем происходящего. Он владеет основной концепцией и с помощью монтажа аттракционов создает свой контекст, подтекст, метафоры, неожиданные, даже абсурдные приемы, чтобы возбудить соучастие и сопереживание своего собеседника в зале и на сцене.  Эта театральная форма абсолютно свободна, являясь тем   первородным мистериальным способом коммуникации, от которой собственно и возник сам театр, само слово, наконец, как физическая и действенная сила.

Риторическая наука, возникшая в 4 в.до н.э., лишь узаконила эти театральные публичные манипуляции от софистов до Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Демосфена и далее прародители репертуарного театра, Дионисийские игры, послужили лишь   воплощением   извечного   принципа - от – intention (предчувствие),   к  invention(изобретению смысла), elocutio(воплощению в слове), action hypocrisies  (актерскому   воздействию).  И надо отказаться от всех догм, канонов, театральных школ и систем, чтобы   предоставить нашей природе, самой  искать  наилучшие  способы  выражения  для влияния на партнера.          

Есть драматургия, но есть и режиссерское прочтение, а выше всего актерское осознание и присвоение замысла. Рождается действующий автор, хор авторов - они спорят, борются во имя истины, нет не истины, а самой проблемы, имя которой - неизмеримое пространство жизни.

Актерский тренинг и риторический тренинг, при этом, никто не отменял.

Техника речи, но  вкупе  с движением, танцем, жестом;

танец - вкупе с действием, текстом роли;

этюд - вкупе с любым средством общения.       

 При этом включаются национально- этнические и культурологические особенности материала, будь то Испания Лорки, Одесса  Ильфа, Италия Горького, Греция Аристофана.                                                                                           

Но, исходя из себя сегодняшнего - молодого человека, с его скепсисом, нигилизмом и обнаженностью чувств. С его наивной верой и практицизмом, практическим романтизмом.

Недостаточная педагогическая гибкость, как показала практика, или режиссерское самовыражение в системе какой-либо театральной школы, приводит к разрушению сути риторического театра. Он  сам воспитатель, и сам являет столько схем, сколько и побуждений. Нельзя сказать, что нет такого театрального опыта. Биомеханика Мейерхольда, импровизации Вахтангова, Михаил Чехов, Брехт, Питер Брук, даже Айседора Дункан были вполне свободны. Сегодня это - Стреллер и Дзиферелли, Некрошюс и Любимов, Захаров и Фоменко. Но все же это школы. Как   есть школа абсолютно свободного мистериального театра Анатолия Васильева.       

 

Наш любительский учебный подход к театру со студентами, вчерашними школьниками, не гуманитарного профиля, перегруженными 8-ю часовыми ежедневными занятиями в Вузе, претендует, разве что на некоторые навыки, зернышки подлинно риторического жанра. Но мы в пути. 

 

И кто знает, может быть, эти ребята, неиспорченные театральной цивилизацией, хотя бы в своей личной биографии получат тот эликсир творческой самодостаточности, ради которой и стоит, в конечном счете, делать театр.

Мы представляем их вам.  Взгляните на эти любительские снимки - на сцене и в жизни, на их аннотации к спектаклям, отзывы и комментарии, стихи и песни.

Это поколение  NEXT.

 А, по сути, это все мы.

И  вы, и  я, и  они.

Все поколения, и все пространство вокруг нас.               

 

Hosted by uCoz